Cучасная адукацыйная платформа
для медыяспецыялістаў

Как проверять публичные заявления: подборка методик от Faktajouren

26 Фев 2021

Fojo

Специалисты собрали универсальные методы из разных стран мирa.

Faktajouren («Служба проверки фактов») — это проект шведского медиа-института Fojo, который изучает методики факт-чекинга и способствует их внедрению в Швеции и за рубежом. Специалисты проекта собрали ряд универсальных методов из разных стран мирa, которые помогут вам проверить заявления чиновников или других публичных лиц на достоверность.

Сначала задайте себе эти вопросы

Что конкретно было сказано в заявлении, которое вы собираетесь проверить на достоверность? Когда речь идет об эфирных медиа – телевидении или радио, то проверить это несложно. Но если это новости из газеты или с сайта, то вы должны убедиться, что человека корректно процитировали.

Кто выступил с этим заявлением?

Где опубликована информация?

Базируется ли мнение на данных, которые можно найти, например, в исследованиях, отчетах, официальной статистике или других достоверных источниках? Нормативные высказывания («как должно быть») или предсказания о будущем не несут ценности.

Является ли заявление релевантным? Имеет ли это заявление какой-то смысл, влияет ли оно на что-то? Что изменится, если окажется, что это заявление – ложь? Оно также не должно быть очевидной оговоркой.

Имеет ли заявление общественную значимость, вызывает ли интерес у большого круга людей?

Когда вышеуказанные критерии выполнены

Обратитесь непосредственно к лицу, которое сделало интересующее вас заявление, и попросите его или ее рассказать об источнике информации. На чем основано заявление?

Попросите предоставить ссылки и документы. Кроме того, попытайтесь выяснить обстоятельства, при которых было сделано конкретное заявление: может он было вызвано провокацией, или это была затянувшаяся дискуссия, которая отошла от основной темы разговора.

Во многих случаях можно обратиться за помощью в пресс-службу, чтобы понять обстоятельства, в которых это заявление было сделано.

А теперь оцените материал, который вы хотите проверить

Кто является отправителем материала?

Есть ли другие источники, которые подтверждают это заявление?

Обосновано ли оно?

Что опубликовали другие медиа на эту тему?

Есть ли кто-нибудь, кто может иметь другую точку зрения по этому вопросу?

На чем основана позиция оппонента?

Если вы не можете получить достаточное количество информации, придется засучить рукава и начинать с нуля

Начните с поиска по ключевым словам и ключевым фразам.

Не забывайте делать заметки, фиксировать собранный материал и сохранять ссылки на все ресурсы, по которым проводилась проверка фактов. Это нужно делать для того, чтобы вы, публикуя информацию, вы могли представить свою доказательную базу открыто и прозрачно.

Иногда важные, актуальные и широко распространенные заявления или мнения не имеют явного отправителя. Конечно, проверку фактов можно провести в любом случае, но связаться с источником заявления будет сложно. Тогда можно связаться с распространителем информации и спросить его, откуда он получил эти данные.

Иногда вам понадобится дополнительная помощь, чтобы правильно интерпретировать конечный результат проверки фактов. В таком случае разумно обратиться к экспертному сообществу.

Остерегайтесь ситуации, когда вы как проверяющий факты указываете на человека, чтобы только доказать, что тот был неправ (или прав). Вместо этого попытайтесь представить своей аудитории информацию в более широком контексте. Или используйте мнение эксперта для того, чтобы убедиться в правоте своих действий.

Публикуя материал, подробно опишите свои методы проверки фактов и не забудьте указать все источники.

Памятка составлена на основе источников: Faktiskt, Poynter, Zimfact, Africa Check